Preview

Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника

Расширенный поиск

Диагностирование когнитивного развития детей через оценку разделенной интенциональности в биотехнической системе

https://doi.org/10.32603/1993-8985-2022-25-4-105-115

Аннотация

Введение. До 17 % детей диагностированы с нарушениями когнитивного развития. Выявление задержки развития детей на раннем этапе позволяет осуществлять раннее лечение с большей эффективностью. Современная диагностика имеет ряд ограничений, связанных с проблемой корректной оценки маркеров поведения детей. Классический метод зависит от квалификации специалистов и способности родителей своевременно выявить и информативно сообщить о проблеме.

Цель работы. Разработка компьютеризированной методики и алгоритма оценки разделенной интенциональности в парах мать–ребенок, создание биотехнической системы ранней диагностики отставания когнитивного развития детей.

Материалы и методы. Анализируются собственные исследования, в которых целью являлось измерение интеллектуальной деятельности группы при стимулировании их разделенной интенциональности; независимой переменной было интеллектуальное задание; описаны стимулы разделенной интенциональности. Применен математический аппарат теории измерений, теории систем и статистического исследования зависимостей.

Результаты. Создана биотехническая система, использующая программное обеспечение для диагностики когнитивного отставания детей в течение 15-минутного квиц-теста. Два фактора воздействия биотехнической системы на объект оценки: электромагнитное поле для стимуляции разделенной интенциональности и интеллектуальный тест. Результаты оценки предоставляются пользователю (специалисту или родителям) моментально в форме рекомендаций, понятных неспециалисту, и в форме базы данных, удобной для дальнейшего хранения и обработки.

Заключение. Преимущество метода – в объективности компьютеризированной оценки, диагностирующей объект также онлайн, в отличие от классического подхода, основанного на маркерах поведения детей. Еще одно преимущество метода оценки заключается в возможности диагностирования отставания когнитивного развития детей в более раннем возрасте, который еще не предполагает вербальной коммуникации.

Об авторах

И. В. Данилов
Академия искусств и наук Ангеликум Константиниана
Италия

Данилов Игорь Валерьевич – академик Академии искусств и наук Ангеликум Костантиниана, член Сообщества когнитивных наук, председатель Академического центра когерентного интеллекта

ул. Альберико II, д. 11, Рим, 00193



Н. И. Куракина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Куракина Наталия Игоревна – кандидат технических наук (2001), доцент (2002), доцент кафедры информационно-измерительных систем и технологий, директор УНЦ "ГИС технологии"

 ул. Профессора Попова, д. 5 Ф, Санкт-Петербург, 197022



С. Михайлова
Рижский университет им. Страдиня
Латвия

Михайлова Сандра – доктор психологических наук (1999), доцент факультета коммуникаций, директор учебной программы "Психология"

 ул. Дзирциема, д. 16, Рига, LV-1007



Список литературы

1. Gopnik A. Before speech: the beginning of interpersonal communication // J. of Child Language. 1981. Vol. 8. P. 495–99. doi: 10.1017/S0305000900003342

2. Trevarthen C. Signs Before Speech / ed. by T. A. Sebeok, J. Umiker-Sebeok // The Semiotic Web1989. Boston: De Gruyter Mouton, 1989. P. 689–756. doi: 10.1515/9783110874099.689

3. Yingling J. M. Does that mean 'no'? Negotiating proto-conversation in infant-caregiver pairs // Research on Language and Social Interaction. 1990. Vol. 24, № 1–4. P. 71–108. doi: 10.1080/08351819009389333

4. Stein B., Manstead A., Oatley K. Intersubjective Communication and Emotion in Early Ontogeny. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 472 p.

5. Tomasello M. Becoming Human: A Theory of Ontogeny. Cambridge: Belknap Press of Harvard University Press, 2019. 392 p.

6. Danilov I. V. Imitation or Early Imitation: Towards the Problem of Primary Data Entry // J. of Higher Education Theory and Practice. 2021. Vol. 21, № 4. P. 242–247. doi: 10.33423/jhetp.v21i4.4222

7. Danilov I. V., Mihailova S. A New Perspective on Assessing Cognition in Children through Estimating Shared Intentionality // J. of Intelligence. 2022. Vol. 10, № 2. P. 21. doi: 10.3390/jintelligence10020021

8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Москва: Национальное образование, 2016. 368 с.

9. Ekman P. Basic emotions // Handbook of Cognition and Emotion / ed. by T. Dalgleish and M. Power. NY: John Wiley and Sons, 1999. P. 45–60.

10. Danilov I. V., Mihailova S. Neuronal Coherence Agent for Shared Intentionality: A Hypothesis of Neurobiological Processes Occurring during Social Interaction // OBM Neurobiology. 2021. Vol. 5, № 4. P. 1–26. doi: 10.21926/obm.neurobiol.2104113

11. Danilov I. V., Mihailova S. Advanced eLearning by Inducing Shared Intentionality: Foundation of Coherent Intelligence for Grounds of eCurriculum // Int. J. on Advances in Intelligent Systems. 2021. Vol. 14, № 14. P. 131–140.

12. Danilov I. V. Contactless Human-Computer Systems via Shared Intentionality: A Concept Design for the Next Generation of Smart Prosthetic Limbs // Proc. of the Future Technologies Conf. 2021, Vol. 3. P. 776–791. doi: 10.1007/978-3-030-89912-7_59

13. Prevalence and Trends of Developmental Disabilities among Children in the United States: 2009–2017 / B. Zablotsky, L. I. Black, M. J. Maenner, L. A. Schieve, M. L. Danielson, R. H. Bitsko, S. J. Blumberg, M. D. Kogan, C. A. Boyle // Pediatrics. 2019. Vol. 144, № 4. P. e20190811. doi: 10.1542/peds.2019-0811

14. Gresham F. M., MacMillan D. L. Social competence and affective characteristics of students with mild disabilities // Review of Educational Research. 1997. Vol. 67, № 4. P. 377–415. doi: 10.3102/00346543067004377

15. Cullinan D. Students with Emotional and Behavioral Disorders: An Introduction for Teachers and Other Helping Professionals. NJ: Merrill/Prentice Hall, 2002. 507 p.

16. Margot P., Ozonoff S. Phychological factors in autism // Autism and Pervasive Developmental Disorders / ed. by F. R. Volkmar. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. P. 69–128. doi: 10.1017/CBO9780511544446.004

17. Evaluation of the Diagnostic Stability of the Early Autism Spectrum Disorder Phenotype in the General Population Starting at 12 Months / K. Pierce, V. H. Gazestani, E. Bacon, C. C. Barnes, D. Cha, S. Nalabolu, L. Lopez, A. Moore, S. Pence-Stophaeros, E. Courchesne // JAMA Pediatrics. 2019. Vol. 173, № 6. P. 578–587. doi: 10.1001/jamapediatrics.2019.0624

18. Rojas-Torres L. P., Alonso-Esteban Yu., Alcantud-Marín F. Early Intervention with Parents of Children with Autism Spectrum Disorders: A Review of Programs // Children. 2020. Vol. 7, № 12. P. 294. doi: 10.3390/children7120294

19. Danilov I. V., Mihailova S., Perepjolkina V. Unconscious social interaction, Coherent intelligence in Learning // ICERI2019 Proc. 2019. P. 2217–2222. doi: 10.21125/iceri.2019.0606

20. Danilov I. V., Mihailova S. Intentionality vs Chaos: Brain Connectivity through Emotions and Cooperation Levels beyond Sensory Modalities // The Thirteenth Intern. Conf. on Advanced Cognitive Technologies and Applications. Porto, Portugal, 18–22 Apr. 2021. P. 1–6.

21. Danilov I. V., Mihailova S., Reznikoff I. Frontiers in Cognition for Education: Coherent Intelligence in e-Learning for Beginners Aged 1 to 3 years // The 20th Int. l Conf. on e-Learning, e-Business, Enterprise Information Systems, and e-Government. Las Vegas, USA, 26–29 July 2021. P. 32.

22. Values of the Chi-squared distribution // MedCalc Easy-to-use statistical software. URL: https://www.medcalc.org/manual/chi-square-table.php (дата обращения 22.05.22)

23. Wasserstein R. L., Lazar N. A. The ASA Statement on p-Values: Context, Process and Purpose // The American Statistician. 2016. Vol. 70, № 2. P. 129–133. doi: 10.1080/00031305.2016.1154108


Рецензия

Для цитирования:


Данилов И.В., Куракина Н.И., Михайлова С. Диагностирование когнитивного развития детей через оценку разделенной интенциональности в биотехнической системе. Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. 2022;25(4):105-115. https://doi.org/10.32603/1993-8985-2022-25-4-105-115

For citation:


Danilov I.V., Kurakina N.I., Mihailova S. Diagnostics of Cognitive Development in Children by Assessing Shared Intentionality in a Biotechnical System. Journal of the Russian Universities. Radioelectronics. 2022;25(4):105-115. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/1993-8985-2022-25-4-105-115

Просмотров: 397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-8985 (Print)
ISSN 2658-4794 (Online)